Польша остается крупнейшим в ЕС импортером российского сжиженного нефтяного газа (СУГ) благодаря его доступности по сравнению с западноевропейскими альтернативами, сообщила в понедельник газета Rzeczpospolita.
СУГ — это топливный газ, содержащий пропан и бутан, который используется в отопительных приборах и транспортных средствах.
Российский СУГ не подпадает под запрет ЕС на импорт, в отличие от нефти и нефтепродуктов, поставляемых морским путем, и составляет около 14% всего польского рынка топлива, сообщает издание.
В прошлом году Варшава закупила российского СУГ на 710,3 млн евро ($771 млн), в то время как остальные страны ЕС «потратили гораздо меньше»: общий объем импорта составил 417 млн евро ($452 млн), пишет газета.
«В последнее время мы [Польша] импортируем все больше и больше этого топлива», — пишет издание, ссылаясь на данные Евростата и аналитического центра Forum Energii.
Анализ, проведенный главным нефтепереработчиком и розничным продавцом страны Orlen, также указывает на рост импорта СУГ из России, несмотря на усилия Польши по диверсификации цепочек поставок в сторону от страны, против которой введены санкции. Orlen объясняет рост закупок более низкими ценами, предлагаемыми Россией, по сравнению с другими странами, такими как Швеция, которая в прошлом году стала главным поставщиком СУГ в стране, а также Норвегия и Нидерланды.
Между тем, компания Orlen заявила, что не покупает российский сжиженный газ с начала конфликта в Украине, заверив, что получает топливо от собственных производственных и отечественных компаний, а также из других зарубежных источников.
Мачей Заневич, старший аналитик Forum Energii, говорит, что переход на западные поставки логистически сложен для Польши, поскольку большинство ее терминалов по приему СУГ расположены в восточной части страны.
Компания Unimot, один из крупнейших в стране импортеров сжиженного газа, присоединилась к этим замечаниям, заявив, что заменить российский СУГ можно, но с гораздо большими затратами.
«Из-за возросших затрат и логистических ограничений цена СУГ для конечных потребителей выше, что в будущем может означать уменьшение разницы между ценой СУГ и бензина на АЗС», — цитирует издание пресс-службу компании.
По данным Unimot, разница в цене между поставками с востока и запада настолько велика, что большинство клиентов компании не заинтересованы в западном СУГ.